Как правильно пройти проверку Росприроднадзора

В Москве, как и в любом крупном городе, большое внимание уделяется экологии. Одним из ведомств, контролирующих влияние предприятий на окружающую среду, является Росприроднадзор. Соблюдение норм экологической безопасности необходимо для поддержания уровня экологии в столице, поэтому все предприятия должны заранее изучить порядок действий и ознакомиться со списком необходимых документов, рассматриваемых при проверке

Ознакомьтесь с законодательством

Росприроднадзор контролирует сферу природопользования и следит за экологической ситуацией в городе.

В его обязанности входят:

  • Земельный надзор
  • Лесной надзор
  • Охотничий надзор
  • Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
  • Надзор за обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха
  • Надзор за использованием и охраной водных объектов и т.д.

Порядок подачи обращений установлен ФЗ №7 "Об охране окружающей среды".

При возникновении вопросов необходимо ознакомиться с информацией на официальном сайте Росприроднадзора или позвонить по телефону: +7 (499) 254-54-00.

Адрес: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6, Д-242, ГСП-5.

График работы:

  • Понедельник-четверг: с 9:30 до 17:30
  • Пятница: с 9:30 до 16:30

Правила проведения проверок

Изучите правила проведения проверок:

  1. Для осуществления плановой проверки у инспектора должны быть основания (распоряжение органа экологического контроля)
  2. Уведомление об осуществлении плановой проверки высылается за трое рабочих суток до момента начала проверки
  3. Проверка может проводиться только один раз в течение трех лет

Ознакомьтесь с информацией на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или официальном сайте Росприроднадзора, и найдите опубликованный план проведения проверок.

После проведения плановой выездной или документарной проверки сотрудники ведомства оформляют результаты в акт, в котором указывают наличие или отсутствие нарушений. При наличии нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, инспектор выдаст предписание об устранении нарушений и сообщит о возможности проведения повторной контрольной проверки.  

При наличии административных нарушений инспектор составит протокол об административном нарушении.

Важно: продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

Внеплановая проверка может проводиться в следующих случаях:

  • При обращении граждан о нарушении прав потребителя
  • При истечении срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях
  • При приказе руководителя органа госконтроля или надзора, призванном исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ
  • При обращении в Росприроднадзор граждан, организаций и поступлении информации из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру

После проведения внеплановой выездной или документарной проверки сотрудники ведомства оформляют результаты в акт, в котором указывают наличие или отсутствие нарушений. При их наличии инспектор составляет протокол об административном правонарушении, после чего, согласно кодексу об Административных правонарушениях, начинается административное производство.

Важно: при внезапной проверке необходимо ознакомиться с документами инспектора и стараться не покидать помещение до его ухода.

Определитесь с категорией объекта

В соответствии с ФЗ №7, юридические лица и ИП обязаны поставить на государственный учет объекты, оказывающие НВОС (негативное влияние на окружающую среду).

Существуют 4 категории объектов:

  1. Объекты по добыче и переработке полезных ископаемых
  2. Объекты энергетики, металлургии,
  3. Предприятия органического и неорганического синтеза
  4. Объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод
  5. Предприятия текстильной, кожевенной, целлюлозно-бумажной, пищевой, свиноводческой и птицеводческой отраслей
  6. Мясокомбинаты
  7. Предприятия с мощными цехами электролитической и химической обработки сырья
  8. Объекты, на которых осуществляется производство оксида магния, работы по обработке поверхностей, предметов и продукции с использованием органических растворителей и т.д.
  • II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС, а именно:
  1. Объекты хозяйственной и иной деятельности (отнесенные к областям применения наилучших доступных технологий)
  2. Объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные)
  3. Крупные аэродромы
  4. Объекты утилизации, склады пестицидов и агрохимикатов
  5. Крупные внутренние водные порты, морские порты
  6. Объекты хранения отходов, нефтепродуктов
  7. Объекты графитизации и газификации
  8. Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
  9. Объекты по разведению крупного рогатого скота,
  10. Объекты по производству силикатного кирпича
  11. Объекты с оборудованием для расплава минеральных веществ и т.д.
  • III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС (к ней относятся объекты, которые попадают в другие категории, но имеют низкие производственные мощности)
  • IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС и одновременно соответствующие следующим критериям:
  1. Масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 или 2 класса опасности, радиоактивных веществ
  2. Обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду
  3. Сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных сооружениях и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки

Объекты, относящиеся к III категории должны разрабатывать план мероприятий по охране окружающей среды и, при проверке, предоставить инспекторам Росприродназора "отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов".

Важно: юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II и III категорий, обязаны вносить плату за НВОС (декларация должна быть оплачена до 1 марта, и сдана до 10 марта года, следующего за отчетным периодом). С размером ставок платы можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ №913 от 13 сентября 2016 года.

Соберите документы

Документы по обращению с отходами производства и потребления

Документы по охране поверхностных вод от загрязнения

Список документов зависит от вида деятельности предприятия и его категории.

Все категории обязательно должны иметь:

  • Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о регистрации, постановке на учет и т.д.)
  • Доверенность на представление интересов организации, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях
  • Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства
  • Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
  • Планы природоохранных мероприятий за последние два года
  • Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года (весь транспорт, стоящий на балансе предприятия)
  • Госотчетность по форме №2-тп (воздух и отходы)
  • ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)
  • Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами
  • Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов)
  • Порядок производственного контроля в области обращения с отходами
  • Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов

Для объектов, относящихся к 1-3 категориям, дополнительно необходимо иметь:

  • Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения (не требуется при отсутствии негативного воздействия или если объект относится к IV категории)
  • Первичную отчетную документацию по охране атмосферного воздуха:
  1. Журнал учета стационарных источников и их характеристик
  2. Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха
  3. Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок
  • Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу
  • Разрешение на выбросы стационарными источниками
  • Справку о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок
  • Паспорта на газоочистные установки
  • Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ (предельно допустимый вброс), эффективностью установок очистки газа
  • Паспорта опасных отходов

Для объектов III и IV категорий, в зависимости от рода их деятельности, может потребоваться наличие дополнительных журналов учета, к примеру, ТБО, полива деревьев и т.д. Для того, чтобы успешно пройти проверку, необходимо иметь на руках все обязательные документы (при отсутствии данных форма заполняется с нулевыми показателями).

Важно: документы, сделанные организацией (приказы, инструкции и т. п.), должны быть представлены в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. Все остальные документы могут быть копиями, также заверенными подписью руководителя и печатью организации.

Дополнительно могут потребоваться:

  • Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами
  • Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение или переподготовку
  • Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами
  • Перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием Федерального классификационного каталога отходов)
  • Годовая отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
  • Ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах (подтверждающие проект ПНООЛР)
  • Лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами (для ИП или юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов)
  • Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (при эксплуатации объектов захоронения или длительного хранения отходов, к примеру, полигонов, золоотвалов и т.д.)
  • План проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды

Дополнительно могут потребоваться:

  • Приказ предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, и о его функциях
  • Должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения
  • Должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру, по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды
  • Порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды
  • Балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям
  • Паспорта на очистные сооружения
  • Планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений
  • Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений
  • Журналы учета работы очистных сооружений
  • Производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений
  • График планово-предупредительного (или текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений
  • Первичная учетная документация по использованию воды:
  1. Журнал учета водопотребления водоизмерительными приборами и устройствами
  2. Журнал учета водопотребления косвенными методами
  3. Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод

Экологический аудит

Для того, чтобы избежать проблем при проведении проверки, организованной Росприроднадзором, при желании можно пройти экологический аудит. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию (имеющую свидетельтво или другой документ, подтверждающий право на предоставление услуг) и оплатить стоимость услуги (цены и сроки проведения аудита устанавливаются лично каждой организацией).

Экологический аудит - это независимая документированная проверка хозяйственной и другой деятельности предприятия на соответствие требованиям нормативных документов в области охраны окружающей среды, которая проводится на основании ГОСТ Р ИСО 19011-2003 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента".

Проверка позволит сделать выводы и получить рекомендации по оптимизации всей деятельности предприятия в соответствии с существующим законодательством и нормативами.

Важно: при проведении экоаудита соблюдается конфиденциальность, а проверяющие действуют в интересах заказчика.

Ознакомьтесь с распоряжением инспектора

Проверяющий обязан предъявить служебное распоряжение органа экологического контроля о проведении проверки, в котором должны быть указаны:

  • Номер и дата распоряжения
  • Наименование органа экологического контроля
  • Ф.И.О. и должность лица, уполномоченного на проведение проверки
  • Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка
  • Цели, задачи и предмет проверки, правовые основания проведения проверки
  • Даты начала и окончания проверки

Обжалование действий ведомства

Обжалование действий ведомства

По итогам проверки составляется акт комиссии Росприроднадзора (в соответствии с постановлением ФАС №КА-А41/7737–09, документ не может быть предметом судебных споров).

При рассмотрении дела об административном нарушении сотрудники ведомства должны выдать постановление о назначении административного наказания или завершении процесса.

В документе должна быть указана следующая информация:

  • Ф.И.О. и должность лица, вынесшего постановление
  • Дата и место рассмотрения дела
  • Сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело
  • Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела
  • Мотивированное решение
  • Срок и порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
  • Информация о получателе штрафа

Одновременно с этим документом сотрудники ведомства обязаны выдать предписание об устранении нарушения в области охраны окружающей среды с установлением сроков.

При незаконности действий или бездействии ведомства заявитель может подать в ведомство жалобу с подробным описанием проблемы и приложить подтверждающие документы (к примеру, ответ ведомства) согласно Закону РФ о защите прав потребителей. Возражение нужно предоставить Росприроднадзору в течение 15 дней. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента ее получения.

Важно: гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) ведомства или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (сделать это можно в течение 3-х месяцев с момента нарушения).

Ответственность при нарушении требований законодательства

При отсутствии разрешения на выброс отходов и проекта ПДВ:

  • Для ИП и ответственных лиц – штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей
  • Для юридических лиц – штраф в размере от 80 000 до 250 000 рублей, приостановка деятельности на срок до 3-х месяцев

При превышении нормы выброса вредных веществ по ПДВ:

  • Для ИП и ответственных лиц – штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей
  • Для юридических лиц – штраф в размере от 80 000 до 100 000 рублей

При неисправности и малоэффективности газоотчистного оснащения:

  • Для ИП и ответственных лиц – штраф в размере от 1 000 до 2 000 рублей
  • Для юридических лиц – штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, приостановка работы на 3 месяца

При отсутствии плана-расчета на вредные выбросы в атмосферу:

  • Для ИП и ответственных лиц – штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей
  • Для юридических лиц – штраф в размере от 100 000 до 250 000 рублей

При отсутствии документов об образовании отходов (кроме малого и среднего секторов бизнеса) и журналов учета отходов:

  • Для ИП и ответственных лиц – штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей
  • Для юридических лиц – штраф в размере от 100 000 до 250 000 рублей

При нарушении норм обращения с опасными отходами:

  • Для юридических лиц – штраф в размере от 100 000 до 250 000 рублей, приостановление деятельности на 3 месяца

При искажении информации об экологических нарушениях:

  • Для юридических лиц – штраф в размере от 10 000 до 20 000

При нарушении норм безопасности во время сброса сточных вод:

  • Для юридических лиц – штраф в размере от 80 000 до 100 000 рублей, приостановление деятельности на 3 месяца

При выбросе в атмосферу опасных веществ:

  • Для юридических лиц – штраф в размере от 180 000 до 250 000 рублей, приостановление деятельности на срок до 3-х месяцев

При задержке оплаты выставленного ранее штрафа:

  • Для юридических лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей

Данная инструкция была полезна? Поделитесь с друзьями, возможно, она пригодится и им

Выбирайте наиболее подходящую вашему запросу рубрику или воспользуйтесь поиском