Как правильно обращаться в прокуратуру
Прокуратура – это ведомство, которое осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, в том числе помогает призвать к ответу государственные органы власти в том случае, если те не выполняют свои обязанности или нарушают законодательство. Алгоритм обращения за помощью прост, и, при ущемлении прав, каждый житель столицы может им воспользоваться
Ознакомьтесь с законодательством
Прокуратура контролирует законность деятельности органов власти (в т.ч. государственных и коммерческих структур), рассматривает ситуации, связанные с нарушением гражданских прав и принимает меры для их решения.
В соответствии с ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 21 апреля 2006 года, обратиться в органы прокуратуры с обращением (запросом) о нарушениях своих прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушении законов на территории РФ могут:
- Граждане РФ
- Иностранные граждане
- Лица без гражданства
- Объединение граждан
- Юридические лица
- Должностные и другие лица (например, депутаты и т.п.)
Обратиться в прокуратуру можно при возникновении любой ситуаций, связанной с ограничением конституционных прав или нарушением ФЗ, если нарушитель отказывается принять необходимые меры по устранению причин.
Важно: если обращение содержит вопросы, не входящие в компетенцию прокуратуры, оно будет направлено в соответствующий орган (с уведомлением заявителя).
Определитесь с видом обращения
Вид обращения зависит от ситуации, в которой оказался заявитель, и может подаваться в качестве:
- Предложения
Рекомендация заявителя по совершенствованию законов и других нормативных правовых актов, улучшению деятельности государства и органов местного самоуправления, и т.п.
- Заявления
Просьба о содействии в реализации конституционных прав и свобод (в т.ч. информирование о нарушении законов).
- Жалобы
Просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов.
- Ходатайства
Просьба заявителя о признании определенного статуса, прав и свобод.
Определитесь с причиной обращения
Причинами для подачи обращения могут быть:
- Задержка выплаты заработной платы или ее невыплата
- Отказ должностных лиц государственных органов власти в выдаче документов
- Неоказание должностными лицами государственных органов власти определенных услуг (к примеру, при отсутствии оснований или документов, подтверждающих законность действий)
- Нарушение прав лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы
- Бездействие судебных приставов, следователей и других представителей государственных органов власти
- Превышение должностных полномочий судебных приставов, следователей и других представителей государственных органов власти
- Нарушение нормативов, связанных с предоставлением услуг в сфере ЖКХ и т.п.
Важно: прокуратура не расследует уголовные дела. Подобные обращения необходимо направлять в полицию, ФСБ, Следственный комитет и другие ведомства, имеющие право осуществлять уголовное преследование.
Напишите обращение
Обращение в прокуратуру оформляется в виде письма, в котором указывается вся необходимая информация. Законом не установлена форма его написания, но каждый заявитель должен соблюдать определенные требования.
Обращение должно быть написано на имя прокурора района, в котором находится организация-обидчик или проживает нарушитель закона.
В нем необходимо указать:
- Ф.И.О. прокурора
- Причину обращения
- Сведения о нарушителе
- Ссылки на законодательные акты
- Место, период и дату происшествия
- Список приложенных документов (при наличии)
- Меры, принятые при самостоятельном исправлении ситуации
- Сведения об отправителе (Ф.И.О., адрес проживания, телефон)
В любой момент после подачи обращения заявитель имеет право уточнить (лично или по телефону):
- Дату направления ответа
- Дату регистрации обращения
- Исходящий номер документа
- Регистрационный номер документа
- Информацию о продлении срока рассмотрения обращения
- Наименование прокуратуры, структурного подразделения, организации, в которых находится обращение
Важно: при необходимости или при запросе ведомства, к письменному обращению прикладываются документы и материалы, подтверждающие факт нарушения.
Обратитесь в прокуратуру
Заранее ознакомьтесь с информацией на официальном сайте Прокуратуры города Москвы или позвоните по справочному телефону: +7 (495) 951-71-97 (внутренний телефон 1548).
Адрес: 10999, г. Москва, пл. Крестьянская Застава, д. 1
Документ можно направить в прокуратуру одним из следующих способов:
- Лично
- По почте
- По факсу (+7 (495) 951-50-40)
- Через интернет-приемную
Обращение будет зарегистрировано в течение 3-х дней с момента поступления в прокуратуру. При наличии ошибок или несоответствии требованиям, оно возвращается заявителю в течение 7-ми дней с предложением предоставить недостающие сведения.
Обращение будет рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации (срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).
Сотрудники ведомства запросят в других государственных органах необходимые для рассмотрения обращения документы, примут меры, составят письменный ответ и отправят заявителю уведомление (в печатном или электронном виде).
При принятии положительного решения прокурор (или его заместитель) составит представление об устранении выявленных нарушений. Меры по их устранению должны быть приняты в течение месяца со дня подписания документа. При необходимости может быть составлено мотивированное постановление и возбужено дело об административном правонарушении.
Важно: при наличии в обращении нецензурных или оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью либо имуществу должностного лица и членов его семьи, обращение будет оставлено без ответа из-за недопустимости злоупотребления правом.
Обжалование действий прокурора
- Если нарушения допущены прокурором районного ведомства, жалобу необходимо подавать в Прокуратуру г. Москвы.
- Если нарушения допущены прокурором городского ведомства, жалобу необходимо подавать в Генеральную прокуратуру России.
- При бездействии Генеральной прокуратуры России можно обратиться в Верховный суд РФ.
Обращение может быть не принято к рассмотрению, если:
- Текст невозможно прочитать
- В тексте нет информации об адресате
- Указан неполный или недостоверный адрес
- В тексте присутствуют непонятные сокращения
- Текст написан заглавными буквами, не разбит на предложения или написан по-русски с использованием латиницы
- В тексте содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи
При незаконности действий или бездействии заявитель может подать жалобу с подробным описанием проблемы и приложить подтверждающие документы (к примеру, ответ прокурора).
В жалобе необходимо указать:
- Дату происшествия
- Наименование и адрес ведомства
- Ф.И.О. должностного лица, нарушившего закон
- Сведения о заявителе (адрес, телефон и т.п.)
Важно: гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.