Как правильно работать по франшизе

Франшиза – готовая и работающая модель бизнеса, позволяющая предпринимателям экономить время на открытии предприятий и поиске клиентов. По ней предпочитают работать представители малого и среднего бизнеса, так как они получают возможность изучить структуру и затем открыть свой крупный бизнес. Документом, регулирующим отношения между продавцом франшизы и ее покупателем, является договор коммерческой концессии, в котором определяются права и обязанности каждой из сторон

Изучите вопрос

Работать по франшизе могут коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве ИП.

В соответствии со статьей 1027 ГК РФ, по договору, заключенному между правообладателем и пользователем, одна сторона обязана предоставлять другой стороне комплекс исключительных прав на:

  • Товарный знак
  • Знак обслуживания
  • Коммерческое обозначение
  • Секрет производства (ноу-хау) и т.п.

Договор заключается в письменной форме (при ее отсутствии он недействителен).

В нем должны быть указаны следующие данные:

  • Объем использования исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя
  • Территория, на которой разрешено использовать результаты деятельности или средства индивидуализации
  • Срок, на который заключается договор

Важно: если в документе не указана территория, лицензиат имеет право использовать права, предоставляемые франшизой, на всей территории РФ.

Определитесь с выбором

Список доступных франшиз можно найти в интернет-каталогах на специальных сайтах.

Обычно в них указывается следующая информация о франчайзерах:

  • Минимальный размер капитала для открытия бизнеса (рекомендуется иметь минимальный финансовый запас в размере 30% от общей суммы инвестирования)
  • Размер паушального взноса (стоимость франшизы)
  • Род деятельности компании (сфера бизнеса)
  • Размер роялти (регулярные выплаты правообладателю)
  • Срок окупаемости

Важно: стоимость франшизы может выплачиваться пользователем в форме фиксированных разовых или периодических платежей (в т.ч. отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров и т.п.).

Ознакомьтесь с договором концессии

Внимательно изучите договор до его подписания.

В нем могут быть прописаны следующие ограничения:

  • Для правообладателя:
  1. Не предоставлять другим лицам такие же права по договору концессии на территории, которые были изначально даны пользователю
  2. Не осуществлять на предоставленной территории свою аналогичную деятельность
  • Для пользователя:
  1. Не конкурировать в предпринимательской деятельности с правообладателем
  2. Не подписывать другие договора концессии с потенциальными конкурентами правообладателя
  3. Исполнять деятельность в соответствии с правилами правообладателя (в т.ч. не менять цены на продукцию)
  4. Не реализовывать аналогичную продукцию других товарных знаков
  5. Реализовывать предпринимательскую деятельность только на указанной правообладателем территории
  6. Согласовывать с правообладателем места расположения коммерческих помещений, их внешнее и внутреннее оформление

Важно: если ограничения, указанные в договоре, противоречат антимонопольному законодательству с учетом состояния рынка и экономического положения сторон, то они могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица или Федеральной антимонополной службой по г. Москве.

Заключите договор

В соответствии со статьей 1028 ГК РФ, при регистрации договора коммерческой концессии знак обслуживания или товарный знак должны пройти государственную регистрацию. Для этого необходимо обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) или позвонить по телефону справочной службы: +7 (499) 240-60-15

Режим работы:

  • Понедельник-четверг: с 9:30 до 18:15
  • Пятница: с 9:30 до 17:00

Для заключения договора принесите в ведомство следующие документы:

  • Заявку на регистрацию договора
  • Доверенность, подтверждающую полномочия заявителя – официального представителя на регистрацию договора
  • Копию Устава предприятия (в т.ч. документа, подтверждающего юридический статус)
  • Договор (в 3-х экземплярах)
  • Описи представленных документов

Важно: прохождение процедуры государственной регистрации необходимо при внесении любых изменений в текст договора.

На основании договора концессии может быть заключен договор коммерческой субконцессии.

Этот вид франшизы увеличивает количество возможностей и предоставляет право разрешать другим лицам использовать исключительные права, которые были даны правообладателем, за вознаграждение оказывать и получать техническое содействие и информационную помощь.

Важно: договор не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии.

Обязанности правообладателя

Правообладатель обязан:

  • Передать пользователю техническую и коммерческую документацию (в т.ч. информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии)
  • Провести инструктаж пользователя и его работников
  • Обеспечить государственную регистрацию предоставленнных прав по договору франшизы (если это указано в договоре)
  • Оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников (если это указано в договоре)
  • Контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем (если это указано в договоре)

Важно: правообладатель несет субсидированную ответственность по всем предъявляемым к пользователю требованиям о некачественной реализации услуг.

Обязанности пользователя

В соответствии с законодательством, пользователь обязан:

  • Использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или другое средство индивидуализации правообладателя (способом, указанным в договоре)
  • Обеспечивать соответствие качества оказываемых им услуг качеству аналогичных услуг, оказываемых правообладателем
  • Соблюдать инструкции и указания правообладателя (в т.ч. касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений)
  • Оказывать покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая услугу у правообладателя
  • Не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию
  • Предоставлять оговоренное количество субконцессий (если это предусмотрено договором)
  • Информировать покупателей о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации по договору франшизы (любым доступным способом)

Важно: пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей.

При заключении договора на новый срок

При надлежащем исполнении своих обязанностей пользователь имеет преимущество перед другими лицами на заключение нового договора на определенный срок (условия договора могут быть изменены по соглашению сторон).

Если правообладатель отказал в его предоставлении, но в течение года со дня истечения срока действия заключил договор с другим лицом с теми же правами и условиями, то пользователь имеет право требовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору или возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор.

При расторжении договора франшизы

Перед расторжением договора необходимо обратить внимание на срок его действия.

  • Если в договоре не указан срок действия

Любая сторона вправе отказаться от договора при уведомлении об этом другой стороны за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

  • Если в договоре указан определенный срок действия

В этом случае нужно уведомить другую сторону не позднее чем за 30 дней. По соглашению сторон обязательство может быть прекращено с предоставлением взамен исполнения отступного (выплатой денег и т. п.).

Правообладатель вправе полностью или частично отказаться от исполнения договора франшизы в следующих случаях:

  • Если качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг нарушают условия договора
  • Если пользователь грубо нарушил инструкции и указания правообладателя об обеспечении характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав по договору
  • Если пользователь не выплатил правообладателю вознаграждение в установленный срок

Важно: расторжение договора в одностороннем порядке возможно, если пользователь не устранил нарушение в указанный срок или снова совершил его в течении года после получения предупреждения от правообладателя.

Договор коммерческой концессии прекращается в следующих случаях:

  • Если правообладатель потерял права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение
  • Если правообладатель или пользователь объявлены банкротами

Данная инструкция была полезна? Поделитесь с друзьями, возможно, она пригодится и им

Выбирайте наиболее подходящую вашему запросу рубрику или воспользуйтесь поиском