Как правильно пройти проверку на экологическую безопасность объекта

Организация экологической безопасности предприятия является одним из важнейших направлений деятельности. Соблюдение всех норм необходимо для поддержания уровня экологии в городе, а также для того, чтобы у предприятий не возникало проблем с контролирующими органами

Ознакомьтесь с законодательством

Проверку и контроль за соблюдением экологических норм осуществляет специальная экспертная комиссия.

Государственная экологическая экспертиза может быть проведена на двух уровнях, федеральном и уровне субъектов РФ. В первом случае проверку проводит Министерство природных ресурсов РФ, а во втором – его подразделения и комитеты по охране окружающей среды.

Проверка проводится в следующих целях:

  • Для определения масштабов экологической опасности от планируемой или проводимой хозяйственной деятельности
  • Для проведения комплексного, научно-обоснованного исследования объектов и выявления последствий их влияния на биосферу
  • Для принятия решения о соответствии объекта экологическим, строительным и санитарным законодательным нормам

Правила проведения проверок

Изучите правила проведения проверок:

  1. Для осуществления плановой проверки у инспектора должны быть основания (распоряжение органа экологического контроля)
  2. Уведомление об осуществлении плановой проверки высылается за трое рабочих суток до момента начала проверки
  3. Проверка может проводиться только один раз в течение трех лет

Ознакомьтесь с информацией на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Планы проведения плановых проверок Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору вывешиваются на сайте ежегодно.

Внеплановые проверки могут быть проведены в следующих случаях:

  • Для контроля исполнения субъектами хозяйственной и другой деятельности (при выявленнии нарушений при проведенных ранее плановых проверок)
  • При возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды
  • При поступлении заявлений, содержащих информацию о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды

Важно: продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

Ознакомьтесь с распоряжением инспектора

Проверяющий обязан предъявить служебное распоряжение органа экологического контроля о проведении проверки, в котором должны быть указаны:

  • Номер и дата распоряжения
  • Наименование органа экологического контроля
  • Ф.И.О. и должность лица, уполномоченного на проведение проверки
  • Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка
  • Цели, задачи и предмет проверки, правовые основания проведения проверки
  • Даты начала и окончания проверки

Изучите списки документов

Ознакомьтесь со списками документов, необходимых для прохождения проверки.

Основной список:

  • Документы по организации экологической службы предприятия:
  1. Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации
  2. Приказ о создании экологической службы
  3. Приказ о назначении руководителя экологической службы
  4. Положение об экологической службе
  5. Должностные инструкции ответственных за соблюдение природоохранного законодательства РФ
  • Документы, подтверждающие профессиональную подготовку или переподготовку руководителей организации и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
  • Сведения об организации производственного экологического контроля на предприятии:
  1. Приказ об организации производственного экологического контроля на предприятии
  2. Приказ о назначении ответственного в области производственного экологического контроля
  3. Программа производственного экологического контроля
  4. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с ТУ Росприроднадзора
  5. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб
  • Результаты производственного экологического контроля за 2 года (при наличии)
  • Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:
  1. Ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду
  2. Копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду

Также могут потребоваться следующие документы:

  • При проведении экспертизы федерального уровня:
  1. Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации
  2. Проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов
  3. Проекты соглашений о разделе продукции
  4. Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду
  5. Проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду
  6. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации
  7. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
  8. Проектная документация на объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности
  9. Проектная документация на искусственные земельные участки, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности РФ
  • При проведении экспертизы регионального уровня:
  1. Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности
  2. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения
  3. Проектная документация на объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

Важно: при проверке также могут потребоваться документы из следующего шага. Вид документа зависит от деятельности, которую осуществляет ваше предприятие.

Документы по обращению с отходами производства и потребления

Документы по охране атмосферного воздуха

Документы по охране поверхностных вод от загрязнения

  • Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами
  • Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение или переподготовку
  • Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами
  • Договора на передачу и размещение отходов, на прием отходов от других организаций
  • Перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием Федерального классификационного каталога отходов)
  • Паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО)
  • Годовая отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
  • ПНООЛР
  • Ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах (подтверждающие проект ПНООЛР)
  • Лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами (для ИП или юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов)
  • Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (при эксплуатации объектов захоронения или длительного хранения отходов, к примеру, полигонов, иловые карт, золоотвалов и т.д.)
  • План проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды
  • Проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу (если на предприятии есть стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферу)
  • Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:
  1. Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик
  2. Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха
  3. Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок
  • Норматив допустимых выбросов, установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет
  • План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках
  • План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ
  • Ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу
  • Ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов
  • Технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля
  • Документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в которую входят:
  1. Журнал регистрации приема предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях от органа Росгидромета на предприятии
  2. План мероприятий по предупреждению аварийных выбросов, загрязняющих атмосферу
  3. Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств (журналы учета, расхода горючего и пройденного километража) и т.д.
  • Приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях
  • Должностные инструкции для персонала, обслуживающего установки очистки газа
  • Паспорта на каждую установку очистки газа
  • План работ по проверке эффективности газоочистного оборудования
  • Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа
  • Приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газа
  • График планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа
  • Приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, и о его функциях
  • Должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения
  • Должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру, по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды
  • Порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды
  • Балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям
  • Паспорта на очистные сооружения
  • Планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений
  • Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений
  • Журналы учета работы очистных сооружений
  • Производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений
  • График планово-предупредительного (или текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений
  • Первичную учетную документацию по использованию воды:
  1. Журнал учета водопотребления водоизмерительными приборами и устройствами
  2. Журнал учета водопотребления косвенными методами
  3. Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод
  • Документация, подтверждающая право предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, к которой относятся:
  1. Норматив на предельно допустимый сброс веществ или на временно согласованный сброс веществ, поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам
  2. Схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты
  3. План мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами; 
  4. Ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ
  5. Ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов
  6. Ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля
  7. Ежегодный отчет о выполнении плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств
  • Документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта:
  1. План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта
  2. План мероприятий на случай загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных вод этого водного объекта

Получите документ

Срок проведения экспертизы зависит от сложности объектов (зависит от степени сложности проектных решений,  экологической ситуации и т.п.):

  • Для простых - до 30 дней
  • Для объектов средней сложности - до 60 дней
  • Для сложных - от 60 до 120 дней (не может быть более 6 месяцев)

Должностные лица органа экологического контроля по результатам проведенной проверки составляют акт, в котором указывается следующая информация:

  • Дата, время и место составления акта
  • Наименование органа экологического контроля
  • Дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка
  • Ф.И.О. и должность лица, проводившего проверку
  • Наименование проверяемого юридического лица или Ф.И.О. ИП
  • Дата, время и место проведения проверки
  • Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений
  • Сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю
  • Подпись должностного лица, осуществившего проверку

К акту проверки прилагаются следующие документы:

  • Акт об отборе образцов (проб) продукции
  • Акт об обследовании объектов окружающей среды
  • Заключения проведенных исследований и экспертиз
  • Объяснения должностных лиц органов экологического контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований (при необходимости)

При получении отрицательного заключения

При отказе в предоставлении документа, подтверждающего прохождение экологической проверки, необходимо исправить ошибки и предоставить в Министерство природных ресурсов и экологии РФ материалы на повторную проверку.

Если при проверке отсутствовали документы, подтверждающие соответствие предприятия санитарным нормам или были обнаружены нарушения норм, может быть назначен производственный контроль СЭС "за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Будут проведены лабораторные исследования продукции и санитарно-гигиенического состояния предприятия.

Важно: за предоставление некоторых документов может взиматься пошлина.

Ответственность за нарушение требований законодательства

Основные виды административных правонарушений:

Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов:

  • Для физических лиц – от 1 000 до 2 000 рублей
  • Для должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами:

  • Для физических лиц – от 1 000 до 2 000 рублей
  • Для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей

Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы:

  • Для физических лиц – от 2 000 до 2 500 рублей
  • Для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы:

  • Для физических лиц – от 1 000 до 1 500 рублей
  • Для должностных лиц – от 2 000 до 3 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей

Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления:

  • Для физических лиц – от 500 до 1 000 рублей
  • Для должностных лиц – от 1 000 до 2 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей

Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины (или нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов):

  • Для физических лиц – от 1 000 до 1 500 рублей
  • Для должностных лиц – от 2 000 до 3 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения:

  • Для физических лиц – от 2 000 до 2 500 рублей
  • Для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению (или использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры):

  • Для должностных лиц – от 1 000 до 2 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей

Нарушение правил пользования объектами животного мира:

  • Для физических лиц – от 500 до 1 000 рублей
  • Для должностных лиц – от 2 500 до 5 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  • Для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 рублей
  • Для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей

Данная инструкция была полезна? Поделитесь с друзьями, возможно, она пригодится и им

Выбирайте наиболее подходящую вашему запросу рубрику или воспользуйтесь поиском