Как правильно приватизировать комнату в коммунальной квартире

У каждого гражданина Российской Федерации есть право на одну бесплатную приватизацию, реализовать которое можно и в отношении комнаты в коммунальной квартире. Есть несколько отличий в процедурах приватизации квартир и комнат, но, при правильном подходе, особой сложности переход собственности не представляет. Главное, как и всегда, обращать внимание на детали

Ознакомьтесь с законодательством

Главное отличие между приватизацией квартиры и комнаты заключается в том, что в первом случае собственнику принадлежит вся площадь, включая места общего пользования, а во втором - только жилое помещение (комната)

Если вы реализуете свое право на приватизацию, но с вами в комнате проживают несовершеннолетние, то они автоматически включаются в договор, сохраняя за собой право одной бесплатной приватизации в будущем. 

Важно: нельзя приватизировать жилье, если дом находится в аварийном состоянии или предназначен к сносу.

Распределите доли

Места общего пользования делятся на доли: площадь комнаты делится на площадь всех жилых помещений, соответственно, такая же доля принадлежит собственнику в местах общего пользования. 

Вы также можете самостоятельно распределить доли, договорившись с другими собственниками комнат. 

После того, как вы распределили доли, нужно составить письменное соглашение, под которым должны подписаться все жильцы коммунальной квартиры. 

Если вам не удалось решить этот вопрос мирно, к примеру, человек не соглашается со своей законной долей и хочет большую - обращайтесь в суд. Такие дела часто решаются в пользу истца.

Выберите форму собственности

Вам нужно выбрать форму собственности для приватизации: индивидуальную, долевую или совместную. 

Виды собственности

  • Индивидуальная - собственность принадлежит одному человеку 
  • Совместная - собственность принадлежит супругам, размер долей не определяется и признается равным 
  • Долевая - каждый собственник имеет определенную долю

Обратитесь в ближайший МФЦ

Вам нужно написать два заявления: на выдачу кадастрового паспорта квартиры и кадастрового паспорта комнаты. 

За предоставление сведений взимается госпошлина в размере 200 рублей. Вы можете оплатить ее непосредственно в МФЦ. 

Важно: если паспорт на комнату отсутствует - вам выдадут официальный отказ, который понадобится для постановки комнаты на учет.

Обратитесь в Бюро технической инвентаризации

Вам нужно получить технический план комнаты. 

Для оформления вам понадобятся следующие документы

  • Кадастровый паспорт квартиры 
  • Кадастровый паспорт комнаты 
  • Договор социального найма 

Если ваша комната не стоит на кадастровом учете и вам выдали официальный отказ - возьмите с собой эту бумагу и предоставьте ее для написания заявления на выдачу кадастрового паспорта комнаты. 

После того, как вы получите паспорт, снова обратитесь в БТИ с полным списком документов и получите технический план.

Соберите документы

  • Паспорта людей, зарегистрированных в комнате
  • Справка о ранее выданных паспортах людей, зарегистрированных в комнате
  • Договор социального найма
  • Ордер
  • Кадастровый паспорт на комнату
  • Технический план
  • Финансово-лицевой счет
  • Единый жилищный документ
  • Архивная выписка из домовой книги

Если имеются:

  • Дополнительное соглашение к договору социального найма

Если в комнате прописаны несовершеннолетние:

  • Разрешение органа опеки и попечительства
  • Свидетельства о рождении несовершеннолетних, зарегистрированных в комнате

Если меняли фамилию/имя/отчество:

  • Оригинал документа, подтверждающего изменение фамилии/имени/отчества, при несоответствии фамилии/имени/отчества в представляемых документах

Если кто-то из людей, прописанных в комнате, не желает принимать участие в приватизации:

  • Нотариально заверенный отказ

Важно: часть документов мы можете оформить в МФЦ.

Принесите документы в ближайший МФЦ

Подайте собранный пакет документов в отдел "Департамент городского имущества".

Оплатите госпошлину

Размер пошлины составляет от 5 000 до 10 000 рублей. Вы можете оплатить ее непосредственно в МФЦ.

Получите услугу

Получение документов происходит в МФЦ. 

Вам должны выдать

  • Договор передачи
  • Уведомление о заключении договора передачи в порядке приватизации занимаемых гражданами жилых помещений

Важно: точный срок оказания услуги не указан, так как в процессе задействованы несколько структур, но вы можете обратиться в МФЦ, чтобы уточнить на какой стадии находится подготовка договора.

Данная инструкция была полезна? Поделитесь с друзьями, возможно, она пригодится и им

Выбирайте наиболее подходящую вашему запросу рубрику или воспользуйтесь поиском