Как правильно обращаться в прокуратуру

Прокуратура – это ведомство, которое осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, в том числе помогает призвать к ответу государственные органы власти в том случае, если те не выполняют свои обязанности или нарушают законодательство. Алгоритм обращения за помощью прост, и, при ущемлении прав, каждый житель столицы может им воспользоваться

Ознакомьтесь с законодательством

Прокуратура контролирует законность деятельности органов власти (в т.ч. государственных и коммерческих структур), рассматривает ситуации, связанные с нарушением гражданских прав и принимает меры для их решения.

В соответствии с ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 21 апреля 2006 года, обратиться в органы прокуратуры с обращением (запросом) о нарушениях своих прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушении законов на территории РФ могут:

  • Граждане РФ
  • Иностранные граждане
  • Лица без гражданства
  • Объединение граждан
  • Юридические лица
  • Должностные и другие лица (например, депутаты и т.п.)

Обратиться в прокуратуру можно при возникновении любой ситуаций, связанной с ограничением конституционных прав или нарушением ФЗ, если нарушитель отказывается принять необходимые меры по устранению причин.

Важно: если обращение содержит вопросы, не входящие в компетенцию прокуратуры, оно будет направлено в соответствующий орган (с уведомлением заявителя).

Определитесь с видом обращения

Вид обращения зависит от ситуации, в которой оказался заявитель, и может подаваться в качестве:

  • Предложения

Рекомендация заявителя по совершенствованию законов и других нормативных правовых актов, улучшению деятельности государства и органов местного самоуправления, и т.п.

  • Заявления

Просьба о содействии в реализации конституционных прав и свобод (в т.ч. информирование о нарушении законов).

  • Жалобы

Просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов.

  • Ходатайства

Просьба заявителя о признании определенного статуса, прав и свобод.

Определитесь с причиной обращения

Причинами для подачи обращения могут быть:

  • Задержка выплаты заработной платы или ее невыплата
  • Отказ должностных лиц государственных органов власти в выдаче документов
  • Неоказание должностными лицами государственных органов власти определенных услуг (к примеру, при отсутствии оснований или документов, подтверждающих законность действий)
  • Нарушение прав лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы
  • Бездействие судебных приставов, следователей и других представителей государственных органов власти
  • Превышение должностных полномочий судебных приставов, следователей и других представителей государственных органов власти
  • Нарушение нормативов, связанных с предоставлением услуг в сфере ЖКХ и т.п.

Важно: прокуратура не расследует уголовные дела. Подобные обращения необходимо направлять в полицию, ФСБ, Следственный комитет и другие ведомства, имеющие право осуществлять уголовное преследование.

Напишите обращение

Обращение в прокуратуру оформляется в виде письма, в котором указывается вся необходимая информация. Законом не установлена форма его написания, но каждый заявитель должен соблюдать определенные требования.

Обращение должно быть написано на имя прокурора района, в котором находится организация-обидчик или проживает нарушитель закона.

В нем необходимо указать:

  • Ф.И.О. прокурора
  • Причину обращения
  • Сведения о нарушителе
  • Ссылки на законодательные акты
  • Место, период и дату происшествия
  • Список приложенных документов (при наличии)
  • Меры, принятые при самостоятельном исправлении ситуации
  • Сведения об отправителе (Ф.И.О., адрес проживания, телефон)

В любой момент после подачи обращения заявитель имеет право уточнить (лично или по телефону):

  • Дату направления ответа
  • Дату регистрации обращения
  • Исходящий номер документа
  • Регистрационный номер документа
  • Информацию о продлении срока рассмотрения обращения
  • Наименование прокуратуры, структурного подразделения, организации, в которых находится обращение

Важно: при необходимости или при запросе ведомства, к письменному обращению прикладываются документы и материалы, подтверждающие факт нарушения.

Обратитесь в прокуратуру

Заранее ознакомьтесь с информацией на официальном сайте Прокуратуры города Москвы или позвоните по справочному телефону: +7 (495) 951-71-97 (внутренний телефон 1548).

Адрес: 10999, г. Москва, пл. Крестьянская Застава, д. 1

Документ можно направить в прокуратуру одним из следующих способов:

Обращение будет зарегистрировано в течение 3-х дней с момента поступления в прокуратуру. При наличии ошибок или несоответствии требованиям, оно возвращается заявителю в течение 7-ми дней с предложением предоставить недостающие сведения.

Обращение будет рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации (срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

Сотрудники ведомства запросят в других государственных органах необходимые для рассмотрения обращения документы, примут меры, составят письменный ответ и отправят заявителю уведомление (в печатном или электронном виде).

При принятии положительного решения прокурор (или его заместитель) составит представление об устранении выявленных нарушений. Меры по их устранению должны быть приняты в течение месяца со дня подписания документа. При необходимости может быть составлено мотивированное постановление и возбужено дело об административном правонарушении.

Важно: при наличии в обращении нецензурных или оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью либо имуществу должностного лица и членов его семьи, обращение будет оставлено без ответа из-за недопустимости злоупотребления правом.

Обжалование действий прокурора

Обращение может быть не принято к рассмотрению, если:

  • Текст невозможно прочитать
  • В тексте нет информации об адресате
  • Указан неполный или недостоверный адрес
  • В тексте присутствуют непонятные сокращения
  • Текст написан заглавными буквами, не разбит на предложения или написан по-русски с использованием латиницы
  • В тексте содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи

При незаконности действий или бездействии заявитель может подать жалобу с подробным описанием проблемы и приложить подтверждающие документы (к примеру, ответ прокурора).

В жалобе необходимо указать:

  • Дату происшествия
  • Наименование и адрес ведомства
  • Ф.И.О. должностного лица, нарушившего закон
  • Сведения о заявителе (адрес, телефон и т.п.)

Важно: гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Данная инструкция была полезна? Поделитесь с друзьями, возможно, она пригодится и им

Выбирайте наиболее подходящую вашему запросу рубрику или воспользуйтесь поиском