Как правильно ездить на электричке

Большинство москвичей пользуются электричками для поездок на учебу, работу или отдых. Ежегодно данный вид транспорта перевозит около 400 миллионов человек. Поэтому каждому пассажиру необходимо знать базовые правила пользования пригородными поездами

Изучите вопрос

Монополистом, предоставляющим услуги по перевозке людей на железнодорожном транспорте, является РАО РЖД. Поэтому основные условия и требования, которые предъявляются пассажирам, базируются на правилах этой компании.

Все станции и вокзалы обеспечиваются необходимой инфраструктурой:

  • Кафе, магазины
  • Банкоматы
  • Зоны отдыха
  • Туалеты, комнаты матери и ребенка
  • Пункты полиции и медицинской помощи и т.д.

Курение в пригородных поездах (включая тамбур), а также на станциях и платформах запрещено законом и влечет за собой административную ответственность – штраф в размере от 500 рублей.

Распитие алкогольных напитков также запрещено (штраф от 100 рублей).

Все электрички оборудованы туалетами, тип которых зависит от класса состава (в случае, если кабина закрыта, необходимо обратиться к помощнику машиниста).

В вагонах, не оборудованных кондиционерами, можно открывать окна.

Покупка билетов

На данный момент практически все железнодорожные станции оборудованы билетными кассами, а на вокзалах дополнительно установлены терминалы самообслуживания.

Как правило, оплата производится наличными, поэтому уточнить возможность использования банковской карты необходимо заранее (но она точно осуществляется на крупных вокзалах Москвы).

Важно: льготные категории граждан должны иметь при себе соответствующие документы для получения скидок (к примеру, студенческий билет или удостоверение ветерана), а также социальную карту москвича.

Билет можно приобрести как заранее (за 10 дней), так и непосредственно перед прибытием поезда.

Работа касс и терминалов самообслуживания начинается с момента открытия вокзала (или станции), а заканчивается в соответствии с расписанием работы поездов (после отправления последнего состава).

Важно: билет на одну поездку действителен в течение указанных на нем календарных суток и одного часа следующих суток.

Льготы и скидки на билеты

Право на оформление льготного абонемента со 100% скидкой имеют следующие категории граждан:

  • Участники ВОВ
  • Ветераны боевых действий (1 – 4 категорий)
  • Труженики тыла
  • Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий
  • Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда
  • Бывшие несовершеннолетние узники фашизма
  • Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненные к ним категории граждан
  • Ветераны труда и приравненные к ним лица
  • Инвалиды
  • Инвалиды войны
  • Дети-инвалиды
  • Сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида
  • Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет, а также обучающихся в образовательных учреждениях до 18 лет
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Важно: школьники старше 7 лет и студенты очной формы обучения могут приобрести льготный абонемент с 50% скидкой (действительный с 1 сентября по 15 июня).

Возврат денежных средств за билеты

Для получения компенсации необходимо обратиться в билетную кассу на станции отправления пассажира.

Возврат полной стоимости проезда на поезде пригородного сообщения с указанием мест:

  • При возврате неиспользованного билета не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда
  • При возврате неиспользованного билета до отправления поезда:
  1. В случае его отмены
  2. В случае его задержки более чем на 1 час

Возврат 50% от стоимости проезда на поезде пригородного сообщения с указанием мест:

  • При возврате неиспользованного билета менее чем за 2 часа до отправления поезда

Возврат полной стоимости проезда на поезде пригородного сообщения без указания мест производится только в том случае, если он опоздал более чем на 1 час (для получения компенсации необходимо обратиться в билетную кассу во время ожидания).

Важно: если задержание состава повлекло за собой материальные потери (к примеру, пассажир опоздал на другой поезд или самолет) - единственным способом получения данной компенсации станет обращение в суд.

Проверка билетов

Проверка билетов осуществляется на протяжении всей поездки, поэтому их необходимо предъявлять по первому требованию контролера.

Помимо этого, льготные категории граждан также должны показывать документ, подтверждающий право на оформление безденежного билета.

Если на станции посадки отсутствуют касса или терминал самообслуживания, пассажир может оплатить проезд у контролера во время движения или в пункте прибытия.

На некоторых платформах выход через турникеты возможен только при помощи билета. Поэтому его необходимо сохранять от начала до конца поездки.

В случае если пассажир отказывается оплачивать проезд, контролером составляется акт, в котором указываются:

  • Наименование перевозчика
  • Дата и время составления акта
  • Ф.И.О. и должность уполномоченного представителя перевозчика (контролера)
  • Остановочный пункт или ж/д станция на которой было зафиксировано нарушение
  • Номер поезда и вагона
  • Ф.И.О. безбилетного лица
  • Сумма штрафа

Затем пассажир должен подписать акт (при отказе делается соответствующая запись), и покинуть поезд на ближайшей станции.

Технические неисправности

Отопление, освещение и вентиляция в вагонах осуществляются в соответствии с нормами "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".

В пригородных поездах (в отличие от поездов дальнего следования) данные системы не могут регулироваться индивидуально. Поэтому в случае возникновения каких-либо неисправностей (к примеру, если выключился свет или произошло возгорание) для их устранения нужно будет немедленно связаться с машинистом.

Каждый вагон оборудован стоп-кранами, использование которых разрешено только в случаях предотвращения:

  • Крушения
  • Аварии
  • Схода подвижного состава
  • Человеческих жертв

Важно: за срыв стоп-крана по неуважительной причине предусмотрен штраф в размере от 3 000 рублей.

Если электричка ломается во время движения, необходимо следовать указаниям машиниста, так как определенного алгоритма действий в данной ситуации не существует.

Охрана общественного порядка

Каждый московский вокзал оборудован пунктом полиции и всеми необходимыми техническими средствами безопасности: видеокамерами, рамками металлодетекторов и т.д.

Таким образом, при возникновении конфликта необходимо обращаться к сотрудникам МВД.

Патрулем станций и поездов занимаются охранники, которые не наделены полномочиями полицейских, но вправе вызвать их для осуществления необходимых действий (к примеру, задержания).

Пункты охраны размещаются около входа (выхода) на платформу или рядом с билетными кассами.

Во время движения охранники сопровождают контролеров, но с ними также можно связаться через переговорное устройство (которое обычно находится рядом с дверями в тамбур).

При необходимости (к примеру, в случае возникновения драки или совершения других неправомерных действий) машинист должен вызвать наряд полиции к ближайшей станции.

В соответствии с правилами, пассажира могут высадить, если он:

  • Нарушает внутренние правила поезда
  • Нарушает общественный порядок
  • Мешает спокойствию других пассажиров

Медицинская помощь

  • Если человек почувствовал себя плохо в вагоне во время движения, необходимо связаться с машинистом через переговорное устройство для того, чтобы он вызвал скорую к ближайшей станции

Важно: одновременно с этим для оказания первой помощи среди пассажиров ищется врач.

  • Если человек почувствовал себя плохо на вокзале, необходимо обратиться в пункт медицинской помощи (или к любому сотруднику вокзала)
  • Если человек почувствовал себя плохо на платформе, необходимо связаться с дежурным по станции, который, в свою очередь, вызовет скорую помощь

Важно: о каждом несчастном случае, происшедшем с пассажиром, составляется соответствующий акт и передается пострадавшему.

Правила перевозки животных

Для того чтобы перевезти животное (вне зависимости от его размера), необходимо приобрести дополнительный билет.

Помимо этого существует определенный свод правил, к примеру:

  • Собаки средних или крупных пород могут перевозиться только в намордниках и на поводке
  • На каждого животного (кроме грызунов и некоторых видов птиц) должен быть оформлен ветеринарный паспорт
  • Инвалиды по зрению могут провозить собак-поводырей бесплатно

Важно: питомцы небольшого размера могут провозиться в контейнерах, которые расцениваются как ручная кладь.

Правила перевозки детей

Проезд в поездах без указания мест:

  • Дети младше 5 лет - бесплатно
  • С 5 до 7 лет – оплачивается детский билет
  • Дети старше 7 лет – оплачивается взрослый билет

Проезд в поездах с указанием мест (если ребенок не занимает место):

  • Дети младше 5 лет – оформляется безденежный билет

Проезд в поездах с указанием мест (если ребенок занимает место):

  • Дети младше 5 лет – оплачивается детский билет

Провоз детей до 7 лет в электричках без сопровождения взрослых запрещается.

Важно: возраст ребенка определяется днем начала поездки.

Правила перевозки ручной клади

  • Не более 36 кг на один билет
  • Размер ручной клади не должен превышать 180 см (в сумме трех сторон)

За дополнительную плату в вагоне:

  • Не более 50 кг на один билет

За дополнительную плату в тамбуре:

  • Один велосипед в неразобранном виде

Семьи с малолетними детьми и инвалиды могут бесплатно провозить:

  • Детскую коляску
  • Инвалидную коляску и технические средства реабилитации

Важно: размещение ручной клади в проходах между сиденьями, коридорах вагонов и тамбурах запрещено.

Забытые вещи

В здании каждого железнодорожного вокзала Москвы (за исключением Савеловского) имеются столы находок.

Для того чтобы получить забытые вещи, необходимо:

  • Обратиться в соответствующее окно или к дежурному по вокзалу
  • Написать заявление
  • Описать забытые предметы
  • Оплатить хранение (190 рублей за календарные сутки)

Также всю необходимую информацию можно узнать, позвонив в Единую справочную службу по номеру 8 (800) 775-00-00.

Подтверждение опоздания на работу

Для подтверждения опоздания на работу по причине задержки электрички, необходимо получить справку о нарушении графика движения поездов (документ прикрепляется к объяснительной записке).

После прибытия в пункт назначения, пассажир должен сразу обратиться к дежурному по станции (или вокзалу) с соответствующим запросом.

Процедура выдачи справки занимает примерно 20 минут.

Важно: на некоторых станциях документ можно оформить в билетной кассе.

Данная инструкция была полезна? Поделитесь с друзьями, возможно, она пригодится и им

Выбирайте наиболее подходящую вашему запросу рубрику или воспользуйтесь поиском