Как правильно ездить на поезде

Миллионы москвичей используют поезд в качестве основного средства передвижения по стране и за ее пределами. Поэтому каждому пассажиру необходимо знать, какие услуги входят в стоимость билета, какие гарантии предоставляет перевозчик, и на какую поддержку он может рассчитывать в случае ЧП

Изучите вопрос

Монополистом, предоставляющим услуги перевозки пассажиров по железным дорогам, является компания РАО РЖД. Поэтому основные условия и требования, которые предъявляются пассажирам, базируются на правилах этой компании.

Одним из главных удобств поездки на поезде является расположение вокзалов. В отличие от аэропортов, они находятся в черте города, и добраться до них можно, используя общественный транспорт.

Вокзалы также обеспечены необходимой инфраструктурой:

  • Кафе, магазины
  • Пункты полиции и медицинской помощи
  • Туалеты и т.д.

Поезд является практически единственной альтернативой для тех, кто боится летать. При этом стоимость билетов на дальние расстояния иногда бывает равна стоимости авиаперелета.

Помимо своей основной функции – перевозки, для комфортного пребывания в поезде пассажирам предоставляются:

  • Питьевая вода (холодная и горячая), посуда и столовые принадлежности
  • Постельное белье
  • Влажная уборка в вагоне (не менее 2-х раз в день)
  • Первая доврачебная помощь
  • Поездная библиотека и имеющиеся в наличии настольные игры (шашки, шахматы)
  • Розетки мощностью в 220 вольт для зарядки мобильных телефонов и ноутбуков
  • Подготовка постели для инвалидов, больных и пассажиров с малолетними детьми (при необходимости)

Приобретите билеты

Билеты можно приобрести как на вокзалах, так и на сайте РЖД.

Продажа начинается за 45 дней до отправления поезда (в некоторых случаях за 60).

Обычно кассы открываются в 8:00, а закрываются в соответствии с часами работы вокзалов.

Для покупки билета с собой необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

При оформлении обязательно проверьте правильность заполнения анкеты (личные данные, дату отправления и т.д.). В случае наличия ошибки, ее должны будут немедленно исправить.

Вы также можете уточнить, какие услуги входят в стоимость билета (душ, кондиционер, комплексные обеды и т.д.).

Важно: льготным категориям граждан необходимо взять с собой соответствующие удостоверения для получения скидок.

Если в вагонах повышенной комфортности находятся свободные купе, пассажир может приобрести билет у начальника поезда во время движения и поменять место (в данном случае будет оплачиваться только разница в стоимости).

Важно: за переоформление билета взимается сбор.

Льготы и скидки на билеты

  • Для детей от 4-х до 12 лет – 50%
  • Для лиц от 12 до 26 лет – 30%
  • Для лиц старше 60 лет – 30%
  • В день рождения – 35% (действительна в течение недели со дня рождения)
  • Молодоженам – 35% (действительна в течение месяца со дня свадьбы)
  • При покупке билета за 60 – 45 суток до отправления – 10%

С полным списком скидок на международном сообщении можно ознакомиться на сайте РЖД.

Льготы, представляющиеся определенным категориям граждан в поездах дальнего следования:

  • Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы: бесплатный проезд два раза в год или бесплатный проезд один раз в год к месту лечения и обратно (в вагонах всех категорий)
  • Лицам, награжденным орденами Трудовой славы и "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" трех степеней: бесплатный проезд один раз в год (в вагонах всех категорий)

Льготы, представляющиеся определенным категориям граждан на международном сообщении:

  • Героям Советского Союза: бесплатный проезд один раз в год (в вагонах всех категорий)
  • Инвалидам Великой Отечественной войны I и II группы: бесплатный проезд один раз в год (в вагоне купе)
  • Инвалидам Великой Отечественной войны III группы: скидка 50% на бесплатный проезд один раз в год или бесплатный проезд раз в два года (в вагонах всех категорий)

Возврат денежных средств за билеты

Возврат полной стоимости (включая стоимость плацкарты) производится в следующих случаях:

  • При отмене поезда
  • При задержке поезда
  • При невозможности пассажиру занять место, указанное в его билете (на основании акта, составленного начальником поезда)
  • При возврате билета в кассу за 8 часов до отправления

Важно: возврат полной стоимости (за вычетом 50% стоимости плацкарты) производится при возврате билета в кассу менее чем за 8 часов до отправления

Возврат полной стоимости (без стоимости плацкарты):

  • При возврате билета в кассу менее чем за 2 часа до отправления
  • При возврате неиспользованного билета в кассу станции посадки, при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления
  • При возврате неиспользованного билета в кассу станции посадки вследствие болезни или несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда

Если пассажир покинул поезд по причине болезни:

  • Компенсация стоимости билета за не пройденное до конечного пункта расстояние (выдается на станции выхода пассажира)

Важно: за оформление возврата денежных средств (в перечисленных выше случаях) взимается сбор.

При прекращении следования поезда по причине его неисправности:

  • Компенсация стоимости билета за не пройденное до конечного пункта расстояние

Типы вагонов

  • Плацкарт
  • Купе
  • СВ
  • Люкс

Различаются по стоимости, в зависимости от предоставляемых услуг (к примеру, класс люкс предусматривает наличие душевой кабины).

Также, в зависимости от типа вагона в стоимость билета уже могут быть включены:

  • Постельное белье
  • Наборы личной гигиены
  • Комплексное питание (завтрак, обед, ужин)
  • Печатная продукция

Важно: вы можете приобрести все это у проводника, если данные услуги не прилагаются к вашему билету.

Посадка

Поскольку посадка начинается за некоторое время до отправки поезда, необходимо прибыть на вокзал заранее, чтобы успеть найти свои платформу, поезд и вагон.

Для того чтобы занять свое место, пассажир должен предъявить проводнику:

  • Билет
  • Документ, удостоверяющий личность

Если в вагон заходят провожающие, они должны покинуть его по просьбе машиниста за 10 минут до отправления.

На данный момент в поездах дальнего следования существуют вагоны (в которых, к примеру, имеются подъемники), приспособленные для перевозки инвалидов.

Персонал вокзала и поезда также должен оказывать всю необходимую поддержку данной категории граждан (помощь при посадке в вагон и т.д.).

Для того чтобы получить дополнительную информацию или оставить заявку на сопровождение, вы можете позвонить на номер 8 (800) 510-11-11 (работает круглосуточно, без выходных).

Остановка в пути

В случае необходимости, у пассажира есть возможность прервать поездку (с последующим возобновлением) не более чем на 10 суток.

Для этого ему необходимо обратиться в кассу на станции остановки и поставить соответствующую отметку на билете (не позднее 4-х часов с момента прибытия).

При возобновлении поездки пассажир должен будет дополнительно оплатить:

  • Стоимость плацкарты
  • Сбор за переоформление билета
  • Иные платежи

Важно: если вы приобрели билет в вагон низшей категории, разница в стоимости возмещена не будет.

Если пассажир отстал от поезда, он должен немедленно обратиться к начальнику станции, который, в свою очередь, свяжется с начальником поезда, чтобы тот поручил выгрузить ручную кладь (по желанию и багаж тоже) на ближайшей остановке.

Затем пассажира должны доставить до станции, на которой находятся его вещи, и посадить на поезд, следующий до конечного пункта.

Санитарные зоны

Санитарные зоны организуются вокруг крупных населенных пунктов. К сожалению, не существует региональных законов, регламентирующих размеры и границы санитарных зон, поэтому для каждого города такие зоны устанавливаются перевозчиком отдельно.

Каждый город имеет определенные границы, в которых нельзя пользоваться туалетом в поезде.

Проводник обязан уведомлять пассажиров о приближении к каждой санитарной зоне заблаговременно, чтобы они успели воспользоваться уборной.

С появлением новых поездов проблему начали решать установкой биотуалетов, которые могут быть открыты на протяжении всей поездки.

Технические неисправности

Если в вагоне становится душно или, наоборот, холодно, выясните, какой системой кондиционирования оборудован поезд:

  • Общей

В этом случае необходимо обращаться к проводнику (температура устанавливается в соответствии с санитарными нормами).

  • Индивидуальной

Вы можете регулировать температуру сами.

При отсутствии в вагоне кондиционеров, у вас есть возможность открыть окна.

Если пассажир не может занять свое место в случае его неисправности, ему будет предоставлено другое:

  • В вагоне такого же типа (без доплаты)
  • В вагоне повышенной комфортности (без доплаты)
  • В вагоне пониженной комфортности (с компенсацией разницы)

Выплата производится на основании акта, составленного начальником поезда.

Прямой обязанностью проводника является обеспечение комфортных условий поездки для пассажиров, поэтому, в случае возникновения конфликтов с персоналом, необходимо обратиться к начальнику поезда или оставить запись в "Книге жалоб и предложений".

Вы также можете написать на сайт РЖД.

Помимо запрашиваемых данных (Ф.И.О. и e-mail) в заявлении рекомендуется указать:

  • Ф.И.О. проводника
  • Номер вагона
  • Номер поезда
  • Направление

Охрана общественного порядка

Все вокзалы Москвы оборудованы техническими средствами безопасности: видеокамерами, рамками металлодетекторов и т.д.

Помимо этого, на каждом из них также размещены пункты сотрудников МВД, таким образом, решением всех конфликтов занимается полиция.

В поезде действуют немного другие правила, в соответствии с которыми, пассажира могут высадить, если он:

  • Нарушает внутренние правила поезда
  • Нарушает общественный порядок
  • Мешает спокойствию других пассажиров

Важно: для задержания пассажира и последующего оформления протокола, к ближайшей станции вызывается сотрудник МВД.

В случае возникновения конфликта, драки или совершения преступления, проводники действуют согласно внутренним инструкциям и связываются с начальником поезда, который, в свою очередь, вызывает наряд полиции к ближайшей станции, на которой поезд может совершить остановку.

Медицинская помощь

Если пассажир почувствовал себя плохо во время движения, необходимо немедленно связаться с проводником, который, в свою очередь, вызовет начальника поезда.

Затем будут предприняты следующее меры:

  • Среди пассажиров ищется врач
  • К ближайшей станции вызывается скорая
  • Проводник оказывает человеку первую помощь

Согласно приказу Министерства здравоохранения, каждый поезд дальнего следования должен быть оснащен аптечкой, содержащей:

  • Бинт, пластырь
  • Жгут для остановки кровотечения, перевязочные средства
  • "Мешок" для проведения искусственного дыхания
  • Шины для разных частей тела (шеи, рук, ног и т.д.)
  • Изотермическое покрывало
  • Ножницы, салфетки  и т.д.
  • Носилки

Важно: если пассажир нуждается в госпитализации, его снимают с поезда для оказания медицинской помощи (состав не будет задерживаться на станции и отправится по расписанию).

В таком случае в билете ставится отметка об остановке в пути следования и продлении срока действия билета на время болезни.

Правила перевозки детей

Пассажир может провезти одного ребенка не старше 5 лет бесплатно, при условии, что он не будет занимать отдельное место.

Во всех других случаях, на него придется оформить отдельный билет.

Также, детей до 10 лет обязательно должен сопровождать взрослый.

Важно: возраст ребенка определяется днем начала поездки, таким образом, если в дороге ему исполняется 5 лет, он все еще может проехать бесплатно.

Если ребенку исполняется 14 лет в пути, но на момент покупки билетов, ему было 13, он может подтвердить свою личность свидетельством о рождении.

Правила перевозки животных

1. Мелкие (комнатные) домашние животные, собаки и птицы:

  • Перевозятся в ящиках, клетках, контейнерах и т.д. размером 180 см (в сумме 3-х сторон) на местах размещения ручной клади
  • Не более одного места на один оформленный билет
  • Не более двух животных на одно место
  • В отдельном купе жесткого вагона, кроме:
  1. Вагонов с 2-местными купе (СВ)
  2. Вагонов повышенной комфортности

Важно: за перевозку вышеперечисленных типов животных взимается отдельная плата.

2. Крупные собаки:

  • На поводке и в наморднике
  • В отдельном купе купейного вагона (кроме вагонов повышенной комфортности) с оплатой полной стоимости всех мест в купе
  • Без дополнительной оплаты провоза животного

3. Собаки-поводыри:

  • На поводке и в наморднике
  • В вагонах всех типов
  • Без дополнительной оплаты провоза животного

4. Служебные собаки:

  • На поводке и в наморднике
  • В отдельном купе купейного вагона (кроме вагонов повышенной комфортности) с оплатой полной стоимости всех мест в купе
  • Без дополнительной оплаты провоза животного

Важно: с собой необходимо иметь ветеринарные документы, разрешающие перевозку животного.

Правила перевозки крупногабаритного багажа

Багаж, перевозимый в поезде делится на:

  • Обычный
  1. Не более 3-х мест для багажа на один билет
  2. Размер каждого багажа не должен превышать 180 см (в сумме трех сторон)
  3. Вес одного багажа не должен превышать 75 кг
  4. Общий вес не должен превышать 200 кг
  • Грузобагаж
  1. Размещается в багажном вагоне
  2. Размер каждого предмета не должен превышать 300 см (в одной из трех сторон)
  3. Предметы, вес которых составляет не менее 5 кг и не более 75 кг

Важно: если вес обычного багажа превышает 200 кг, провоз излишка рассчитывается по тарифам грузобагажа (оплачивается в билетных кассах) и помещается в багажный вагон.

При удалении пассажира из поезда (по медицинским показаниям, в связи с нарушением общественного порядка и т.д.), он также должен забрать свою ручную кладь.

Вопрос с его багажом решается одним из следующих способов:

  • Следует до конечной станции
  • Выдается пассажиру на руки

Если это невозможно (к примеру, в случае короткой остановки поезда), багаж проследует до той станции, на которой его смогут выгрузить. Затем, при условии оплаты стоимости перевозки, его отправят обратно к пассажиру.

Важно: если человек сошел с поезда по причине болезни, багаж будет возвращен ему бесплатно.

Правила перевозки ручной клади

  • Не более 36 кг (для СВ – 50 кг) на один билет
  • Размер ручной клади не должен превышать 180 см (в сумме трех сторон)

При покупке дополнительного билета:

  • Не более 50 кг на один билет

Семьи с малолетними детьми и инвалиды могут бесплатно провозить:

  • Детскую коляску
  • Инвалидную коляску и технические средства реабилитации

Забытые вещи

Забытые вещи передаются начальнику той станции, на которой (или рядом с которой) они были обнаружены. Также они могут быть отправлены на конечную станцию (или перегон), если были оставлены непосредственно в вагоне.

На каждый найденный предмет вешается ярлык с обозначением станции (или вокзала) и порядкового номера, присвоенного ему после описания и внесения в учетную книгу.

Важно: чемоданы, сумки и т.д. вскрываются сотрудниками органов внутренних дел, а затем пломбируются или опечатываются.

Для того, чтобы получить свой багаж, необходимо обратиться к начальнику станции (или вокзала), на которой пассажир обнаружил пропажу.

Начальник станции, в свою очередь, отправит служебную записку начальнику поезда, в которой будут указаны:

  • Описание забытых вещей
  • Номер вагона
  • Место пассажира

Для того чтобы доказать, что предмет принадлежит именно вам, необходимо описать его внешний вид и содержимое.  Серьезно упрощает процедуру поиска наличие информационных бирок на багаже.

Важно: это не относится к тем вещам, которые перевозятся в багажном отделении, где действует другая процедура компенсации.

Задержка отправления поезда

В соответствии "Уставом железнодорожного транспорта РФ", перевозчик должен заплатить пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки (но не более стоимости проезда).

Компенсация не будет выплачена, если опоздание произошло по причине:

  • Обстоятельств непреодолимой силы:
  1. Военные действия
  2. Террористические акты
  3. Стихийные бедствия
  • Устранения неисправности поезда, угрожающей жизни пассажиров (возникшей не по вине перевозчика)
  • Иных обстоятельств (также не зависящих от перевозчика)

Для того чтобы получить компенсацию необходимо:

  1. Получить у дежурного по станции справку, подтверждающую опоздание поезда
  2. Подать письменное заявление (в свободной форме) в претензионный отдел Управления железной дороги, приложив к нему оригиналы билетов и вышеуказанную справку (это можно сделать на любой станции)

В течение 30 дней будет принято решение о выплате компенсации.

Важно: если по вине перевозчика вы понесли материальные убытки, к примеру, опоздали на другой поезд, за возмещением ущерба вы можете обратиться в суд.

Страхование жизни

В сумму билета автоматически включается стоимость стандартной страховки.

В зависимости от причиненного ущерба перевозчик должен выплатить следующие суммы:

  • Вред жизни – 2 500 000 рублей
  • Вред здоровью – 2 000 000 рублей
  • Вред имуществу – 23 000 рублей

Также при покупке билета можно оформить дополнительную страховку, стоимость которой будет зависеть от набора выбранных услуг.

Непосредственно после несчастного случая составляется акт, который передается в страховую компанию.

Для получения компенсации необходимо:

  • Собрать документы (со списком которых пассажира должны ознакомить при составлении акта)
  • Написать заявление (в свободной форме) и отправить перевозчику (по юридическому адресу, если не указаны другие контакты).

Срок выплаты компенсации составляет 30 дней со дня получения документов страховой компанией.

Данная инструкция была полезна? Поделитесь с друзьями, возможно, она пригодится и им

Выбирайте наиболее подходящую вашему запросу рубрику или воспользуйтесь поиском